Понятие инвестиционной стратегии и ее роль в развитии предприятия

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению теку­щих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современ­ном этапе все большее число предприятий осознают необходимость сознательного перспективного управле­ния инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адап­тации к общим целям развития предприятия и изменя­ющимся условиям внешней инвестиционной среды. Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью предприятия, подчинен­ного реализации целей общего его развития в условиях происходящих существенных изменений выступает инвестиционная стратегия, актуальность разработки которой определяется рядом условий.

Важнейшим из таких условий является интенсив­ность изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономичес­ких показателей, связанных с инвестиционной деятель­ностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной экономической поли­тики и форм регулирования инвестиционной деятель­ности не позволяют эффективно управлять инвестици­ями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов инвестиционного ме­неджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возмож­ным изменениям факторов внешней среды, может при­вести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникно­вению противоречий и снижению эффективности ин­вестиционной деятельности в целом.

Одним из условий, определяющих актуальность раз­работки инвестиционной стратегии предприятия, являет­ся его предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприя­тия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной дея­тельности, особенности формирования и распределения инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестици­онная стратегия позволяет заблаговременно адаптиро­вать инвестиционную деятельность предприятия к пред­стоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.

Также, существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, яв­ляется кардинальное изменение целей операционной дея­тельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ас­сортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвести­ционной активности предприятия и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.



Разработка инвестиционной стратегии предприятия на современном этапе базируется на методологических принципах новой концепции управления — "страте­гического управления", — активно внедряемой с начала 70-х годов в корпорациях США и большинства стран Западной Европы. Концепция стратегического управ­ления отражает четкое стратегическое позиционирова­ние предприятия (включая и инвестиционную его по­зицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотноше­ний между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся ус­ловиям внешней среды.

Стратегическое управление возникло на основе развития методологии стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от обычного долгосрочного планирования, основанного на концепции экстраполяции (Метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другие его части) сложившихся тенденций развития, стратегическое планирование учитывало не только эти тенденции, но и систему возможностей и опасностей развития предприятия, возникновение чрез­вычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде.

Основанная на новой парадигме управления раз­работка стратегии предприятия базируется, прежде всего, на четкой идентификации (Отождествление, установление идентичности) объектов этого управления. С позиций стратегического менеджмента выделяются обычно три основные группы объектов стратегического управления — предприятие в целом, стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) и стратегическая хозяйственная единица (СХЕ).

Предприятие как объект стратегического управления представляет собой открытую комплексную систему, ин­тегрирующую все направления и формы хозяйственной деятельности его различных структурных подразделений.

Стратегическая зона хозяйствования представляет собой самостоятельный хозяйственный сегмент в рам­ках предприятия (организации), осуществляющий свою деятельность в ряде смежных отраслей, объединенных общностью спроса, используемого сырья или производ­ственной технологии.

Стратегическая хозяйственная единица представляет собой самостоятельное структурное подразделение пред­приятия в рамках стратегической зоны хозяйствования, осуществляющее, как правило, моноотраслевую деятель­ность, руководство которой полностью отвечает за финан­совые результаты его работы. Обычно стратегической хозяйственной единицей выступает "центр прибыли" пред­приятия, имеющий перспективы долгосрочного развития.

Важную роль в парадигме стратегического управления играет также дифференциация видов стратегий развития предприятия по их уровням. В системе этого управления выделяют обычно три основные вида стратегий — корпо­ративную стратегию, функциональные стратегии и стра­тегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).

Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на вы­полнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функциониро­вания предприятия — максимизацию благосостояния его собственников. На корпоративном уровне стратегия охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обес­печения долгосрочных конкурентных преимуществ пред­приятия на соответствующих товарных рынках, различ­ные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зо­нами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами. Разработкой корпоративной стратегии за­нимаются в основном менеджеры высшего звена управ­ления предприятием.

Функциональные стратегии предприятия формиру­ются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая, производственная, финансовая, персонала, инвестиционная. Функциональные страте­гии предприятия направлены на детализацию корпоратив­ной его стратегии (реализацию ее основных целей) и на ресурсное обеспечение стратегий отдельных хозяйст­венных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функцио­нальных подразделений предприятия.

Стратегии хозяйственных единиц (бизнес-стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух ос­новных целей — обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльно­сти. Принимаемые на этом уровне стратегические реше­ния связаны обычно с созданием новых продуктов, рас­ширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом от­числений на рекламу. Разработкой стратегий этого уровня занимаются руководители и менеджеры стратегических хозяйственных единиц при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.

Совокупность различных видов стратегий предприятия представляет собой его "стратегический набор" (рис. 8.1).

С учетом места инвестиционной стратегии в стра­тегическом наборе предприятия определим сущностные ее характеристики:

1. Инвестиционная стратегия предприятия является одним из видов его функциональных стратегий.Функци­ональный ее статус определяется тем, что она охваты­вает лишь один из видов деятельности предприятия, а ее разработка является одной из важнейших функций инвестиционного менеджмента.

2. В системе функциональных стратегий предприятия инвестиционная стратегия занимает одно из ведущих мест.Это связано с тем, что, обеспечивая реализацию стра­тегий всех уровней, инвестиционная стратегия коорди­нирует и интегрирует усилия всех функциональных под­разделений в процессе формирования и реализации всего стратегического набора предприятия, и прежде всего — его функциональных стратегий.

3. Инвестиционная стратегия охватывает все основ­ные направления развития инвестиционной деятельности и инвестиционных отношений предприятия.Это вытека­ет, прежде всего, из содержания инвестиционного ме­неджмента, важнейшей функцией которого является фор­мирование данной стратегии. Кроме того, только комплексный учет возможностей предстоящего разви­тия всех аспектов инвестиционной деятельности и всех форм инвестиционных отношений предприятия позво­ляет в полной мере реализовать возможности роста его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.

4. Процесс разработки инвестиционной стратегии определяет необходимость формирования специфических инвестиционных целей долгосрочного развития предприятия.Отражая специфику инвестиционной деятельности, цели инвестиционного развития предприятия должны обес­печивать реализацию миссии и целей корпоративной его стратегии, с одной стороны, и поддерживать (не всту­пая в противоречие) цели других функциональных стра­тегий и стратегий хозяйственных единиц, с другой.

5. Процесс разработки инвестиционной стратегии пре­допределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей.Такой выбор обеспечива­ется поиском и оценкой альтернативных вариантов воз­можных стратегических инвестиционных решений и со­ответствующим их отбором по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.

6. Инвестиционная стратегия призвана учитывать ме­няющиеся условия внешней среды в процессе инвестиционного развития предприятия и адекватно реагировать на эти изменения.Эта важнейшая особенность стратегии любого уровня, в том числе и инвестиционной, оп­ределяется главным подходом к ее содержанию, вытекающему из концепции стратегического управления. Новая парадигма формирования стратегии предприятия предопределяет, что главное содержание его стратеги­ческого поведения состоит не в четком исполнении предусмотренных заданий, а в способности быстро ре­агировать на изменение условий внешней среды с со­ответствующей корректировкой этих заданий.

7. Адаптация инвестиционной стратегии к меняющимся условиям внешней среды обеспечивается в первую очередь изменением направлений формирования и использования инвестиционных ресурсов предприятия.Маневрирование инвестиционными ресурсами, которые составляют один из главных объектов инвестиционного управления, явля­ется основным механизмом корректировки направлений и форм достижения стратегических инвестиционных целей предприятия.

Выявление важнейших сущностных характеристик инвестиционной стратегии в свете современной пара­дигмы управления предприятием позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Инвестиционная стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его инвестиционной деятельности и инвестиционных отношений путем формирова­ния долгосрочных инвестиционных целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректи­ровки направлений формирования и использования инвести­ционных ресурсов при изменении условий внешней среды".

Разработка инвестиционной стратегии играет боль­шую роль в обеспечении эффективного развития пред­приятия. Эта роль заключается в следующем:

1. Разработанная инвестиционная стратегия обес­печивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдель­ных его структурных единиц.

2. Она позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможно­стей, возникающих в процессе динамических измене­ний факторов внешней среды.

4. Разработка инвестиционной стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтроли­руемых предприятием факторов внешней среды и по­зволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.

5. Она отражает сравнительные преимущества пред­приятия в инвестиционной деятельности в сопоставле­нии с его конкурентами.

6. Наличие инвестиционной стратегии обеспечи­вает четкую взаимосвязь перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельнос­тью предприятия.

7. Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета инвестиционного поведения в наиболее важных стратегических инвестиционных решениях пред­приятия.

8. В системе инвестиционной стратегии формиру­ется значение основных критериальных оценок выбора важнейших инвестиционных управленческих решений.

9. Разработанная инвестиционная стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических измене­ний общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.


1168088482583165.html
1168153407925637.html
    PR.RU™